Секреты успешного знакомства или как произвести нужное впечатление - Блог Психолога
Успешное знакомство

Секреты успешного знакомства или как произвести нужное впечатление

Каждый из нас регулярно общается с новыми людьми, заводит разнообразные знакомства и контакты. Новые связи могут выступать для нас залогом успешной карьеры или стать началом романтических отношений. Но, как бы то ни было, все мы хотим узнать как можно больше достоверной информации о собеседнике, сознательно контролировать общение и получить преимущество в коммуникации. В определённых условиях вопрос завоевания лидерства в незнакомом коллективе или группе также может занимать наши мысли.

Установлено, что мы формируем своё мнение о человеке в первые 10 секунд общения с ним. Это время мы используем для оценки различных особенностей внешности и невербальных сигналов партнёра по общению: внешности, одежды, мимики, голоса, походки и многого другого. Вся информация, которую мы успели получить, обрабатывается нашим подсознанием и прочно закрепляется в голове, создавая фундамент, на котором в дальнейшем будут развиваться взаимоотношение с нашим собеседником. Наверняка, вы можете вспомнить много случаев, когда вам приходилось рассказывать другим своё мнение о человеке, общение с которым длилось меньше минуты.

Что же происходит в эти волшебные 10 секунд? Специалисты по социальной психологии выделяют группу так называемых эффектов межличностного восприятия, которые срабатывают всякий раз, когда мы встречаем нового собеседника. Именно результаты работы этих механизмов и составляют образ человека, с которым вы только что познакомились. Понимание их работы поможет вам контролировать впечатление, которое производите вы, и управлять действием, оказанным на вас собеседником.

Так называемый эффект ореола является, пожалуй, наиболее изученным среди таких эффектов. Его принцип таков: общее впечатление, которое произвёл на вас человек, будет распространяться на его качества и особенности, которые для вас неизвестны. Например, если кто-то вам крайне не понравился, как говориться, с первого взгляда, и вам зададут вопрос, скажем, о его ценностях, то, скорее всего, вы опишете их как низменные, антисоциальные и т.п., даже если это не соответствует действительности. К слову, этот же эффект вынуждает нас приписывать большее количество положительных качеств красивым незнакомцам, по сравнению с людьми обычной или непривлекательной внешности.

Во взаимосвязи с описанным эффектом находятся эффекты «первичности» и «новизны». При восприятии абсолютно незнакомого человека, на первый план выходит эффект «первичности». Он вынуждает нас руководствоваться самой первой информацией, полученной о человеке. Предположим, что некто, идя вам на встречу, уронил свою папку, а вы заметили у него на галстуке свежее пятно от кетчупа, а на стёклах очков трещинку, то, скорее всего, при вашем дальнейшем общении с таким человеком, вы будете исходить из того, что имеете дело с растяпой и недотёпой.

Эффект «новизны» действует противоположным образом. Действует этот эффект с уже знакомым человеком таким образом, что самая последняя, то есть, новая информация о нём становиться для нас наиболее важно и весомой для его дальнейшего восприятия и оценки. Чтобы яснее понять действие 2-х последних эффектов, вспомните, например, фразу, которую вам наверняка случалось слышать о себе или говорить другим: «Впервые увидев тебя, я подумал, что ты никудышний специалист, ведь ты выглядел таким молодым и неопытным! Но сейчас я понимаю, что ты чрезвычайно компетентен!».

Немаловажным является следующий эффект — эффект «проекции». Он заключается в том, что мы склонны приписывать собственные положительные характеристики приятному для нас человеку, и недостатки, которые есть в нас самих, — неприятному.

Серьёзные последствия, особенно для публичных ораторов, может производить эффект «бумеранга». Он провоцирует возникновение противоположного эффекта тому, который пытался достичь выступающий предъявленной информацией. Это может происходить потому, что аудитория или отдельный человек испытывают неприязнь к говорящему.

Может помешать правильному восприятию нами других людей ещё один эффект, названный эффектом «иллюзии взаимности». Данное явление вынуждает людей думать, что новый знакомый отнёсся к ним так же, как они сами отнеслись к нему. Скажем, вы ошибочно можете посчитать, что собеседник не пожал вам руку на прощание, потому что вы не вызвали у него должного чувства уважения. Ведь вы сами не подаёте руку тому человеку, которого посчитали незначительным.

Все описанные эффекты дополняют действие друг друга и обеспечивают создание неких шаблонов — так называемых социальных стереотипов. Каждый из нас создаёт определённую типологию окружающих, на основе конкретных характеристик — возрастных, половых, профессиональных, образовательных и т.д. Благодаря этому, мы, основываясь на минимальном опыте общения с конкретным человеком, и без больших затрат энергии, способны сразу определить, как нам вести себя, не представляет ли он для нас угрозы и чего мы, попросту говоря, можем от него ожидать.

Думаю, нет необходимости упоминать о том, какое серьёзное значение имеют описанные феномены для построения романтических или деловых отношений, и как каждый человек может повысить личную и социальную эффективность, правильно управляя ими.