
Управление конфликтом
В повседневной жизни мы применяем слово «конфликт» во множестве смыслов. Все ситуации выяснения отношений рассматриваются нами как конфликты: от небольшого спора между супругами о новом кафеле в ванной, до разрушительных «баталий», прозванных в народе «соседскими войнами». Однако, необходимо различать различные стадии развития конфликта, в зависимости от уровня агрессии. Ведь разные этапы конфликта требуют разных действий и решений, которые необходимо применить таким образом, чтобы избежать «точки невозврата». Особенно это важно для руководителей.
Итак, процесс управления конфликтом может быть разделен на три основные фазы: напряжение, кризис и собственно конфликт. В каждом случае необходимо правильно диагностировать каждую стадию, чтобы применить подходящее «лекарство». Рассмотрим каждый из этих этапов.
Первая стадия управления конфликтом: напряжение
Мы часто испытываем стресс в повседневной жизни: дела приобретают все более неотложный характер, сроки постоянно поджимают, нам приходится учитывать все больше обстоятельств, конкуренция становится все более жесткой… В общем, давление крайне велико.
Такая ситуация приводит к стрессу, тревожным состояниям, срывам и даже проявлению агрессии между людьми, которые вследствие этого живут в постоянном напряжении: они страдают, испытывают сильнейшие переживания, что угрожает их личностному равновесию. И если продолжать натягивать канат, рано или поздно он лопнет. Другими словами, если напряжение продолжает нарастать, это обязательно приведет к плачевным результатам.
В этом случае необходимо вовремя распознать и принять во внимание предупреждающие сигналы, которые неосознанно подаются людьми, вовлеченными в первую стадию конфликта и которые помогают этим людям выражать свое отношение к ситуации.
Также крайне важно выработать некие правила, которые будут действовать при возникновении напряжения. Цель – установить баланс и привнести определенную гибкость в отношения, чтобы ситуация стала сносной для каждого…
Действуя таким образом, мы смягчаем натянутость в отношениях между людьми, обусловленное стадией напряжения.
Вторая стадия управления конфликтом: кризис
Если время упущено, и первая стадия продолжает развиваться, то дисбаланс становится слишком сильным. В этом случае мы получаем ситуацию блокады.
— Люди ожесточаются, так как чувствуют, что не могут более функционировать при существующем положении дел.
— Общение становится невозможным.
— Блокада усиливается обструкционным поведением: люди избегают дискуссий, спорят, становятся недобросовестными или даже лгут.
В этой ситуации разговорами уже не помочь. Нужно как можно быстрее начать действовать, прежде чем ситуация безвозвратно скатится непосредственно к конфликту.
Прежде всего, необходимо блокировать наиболее острые проявления кризиса. Затем нужно продумать долгосрочные меры, чтобы выявить реальные причины кризиса и не допустить повторения этой ситуации в будущем.Управление конфликтом: Три стадии развития конфликта
Третья стадия управления конфликтом: конфликт
Ситуация становится полноценным конфликтом, когда один из людей атакует другого и оскорбляет его физически или психологически.
— Конфликт характеризуется нарушением общепринятых норм: люди прибегают к насилию.
— Это запускает процесс распада, раскола, который часто бывает односторонним.
— Данный процесс продиктован желанием изменить расстановку сил в такой ситуации.
Когда начинается непосредственно конфликт, очень сложно сделать шаг назад:
— Он запускает процесс основательных перемен во взаимоотношениях вовлеченных в конфликт людей.
— В конфликте неизбежно появление победителя и проигравшего… (причем не всегда выигрывает более сильный противник!)
Более того, когда дело доходит до этой стадии, уже слишком поздно «разруливать» ситуацию с помощью конструктивных споров и выяснять причины, приведшие к конфликту. Поэтому так важно постоянно наблюдать за характером отношений в коллективе, чтобы вовремя заметить назревающее напряжение и успеть погасить искру, прежде чем на свободу вырвется бушующее пламя.