Мои эмоции – помощники или разрушители? - Блог Психолога
Эмоции

Мои эмоции – помощники или разрушители?

Вернемся к разговору об эмоциях. Сегодня мы рассмотрим эмоции не как результат биолого-физиологических процессов,а как психологическую сторону нашей жизни.

Помогают они мне или мешают? В одних случаях мы руководствуемся своими эмоциями, в других действуем под их влиянием. Эмоции и наши чувства подталкивают нас к выбору восприятия ситуаций и мотивируют большую часть нашей деятельности. С возрастом наши эмоции меняются. Это зависит и от социальной среды, и от выбора нашего реагирования. Эмоциональное состояние формирует наше поведение. Эмоции вызывают как внешние, так и внутренние процессы. Одно и то же событие в разные периоды нашего возраста могут вызывать противоположные реакции, на которые накладывается индивидуальная конституция человека.

Наши эмоции относятся к самому быстрому виду энергий. И носят адаптивный и обучающий характер. Эмоции всегда обращены на поведение человека. Как правило, служат для мотивации, направляют и активизируют, но могут мешать нормальному общению.

Позитивные и негативные эмоции могут усиливаться и утихать в зависимости от выбора реакции человека. Так же эмоции могут мешать, отвлекать человека от тех дел, которые необходимо выполнить. Они дезорганизуют и сводят все усилия к неэффективному поведению.

Посмотрим, как это происходит.

Учитывая, что читающая аудитория это люди, которые пришли строить свой бизнес, будем и примеры рассматривать из этой области.

К вам пришел человек, который с энтузиазмом заявляет, что готов строить свой бизнес и делать все, чему его научит спонсор. Но так ли это?

Расскажу о том, что случилось вчера. Партнер, который выполнял ранее определенную работу на компьютере, где ему было все знакомо и понятно попадает в ситуацию, в которой нужно очень быстро найти информацию, скопировать ее и выслать.Что произошло? А то, что волнение, растерянность, непредсказуемость ситуации, создали стрессовую ситуацию. Партнер запаниковал и не мог сосредоточиться и выполнить простые действия. Какова Ваша реакция?

Логически с расстояния не присутствия в самой ситуации, мы, скорее всего, подумаем: «Надо было объяснить что делать; подождать пока ситуация сама собой разрядится и так далее…» Все это верно и правильно. Только проблема в другом, – в вашей реакции. У кого- то это вызовет раздражение, злость. Кто-то почувствует разочарование и безнадежность – партнер оказался «безнадежным» и придется много трудиться и объяснять, а мне нужен результат и как можно быстрее. А, возможно, кто-то посмеется, вспомнив свои первые неудачные шаги. У каждого реакция будет совершенно разной.

Но, цель-то была одна – быстрое получение информации. И вопрос сейчас стоит так: можно ли научиться выбирать способ реагирования с учетом поставленной задачи? Что для этого надо делать? Как вы думаете?

Наши эмоции, настроение, темперамент отличны. Об эмоциях мы узнаем из собственного опыта – мы их ощущаем. Они влияют на наше настроение. Обеспечивают информацию через наши мысли и чувства. Это их основная функция. Скорость же их влияния молниеносна. Эмоции заставляют приближаться или избегать, окрашивают наши суждения и решения.

Например, эмоции страха защищают нас от угроз и опасности. Злость, гнев – существуют для самозащиты своих интересов, предпочтений. И когда в игру ситуации вмешивается еще и наш темперамент, то, сами понимаете, что происходит.

Мои эмоции помощники или разрушители?

Ситуация может быть предсказуемой и не предсказуемой, в зависимости от того, как хорошо Вы знаете себя.

На блоге Елены Бубеевой есть статья « Как реагировать на отрицательные комментарии?». Она рассказала интересную историю, которая произошла с ней. Самая безобидная ситуация, как написание комментария на публикованный материал вызвал море эмоций писавшего. Почему это произошло? Чувство злости, обиды захлестнуло. Его эмоции зашкалили. Информация вызвала мощнейшую защитную реакцию задевшую самолюбие. Могло ли этого не быть? Конечно, могло. Но, человек почувствовал угрозу безопасности, благополучию своей самооценке, своему позиционированию. Эта эмоция гнева и злости выразилась в грубости и раздражительности, соответственно, комментарий получился дерзким и колючим.

Стоил ли такой мелкий незначительный эпизод потери состояния равновесия и покоя, потери своей жизненной энергии? Как Вы думаете, стал бы такой человек реагировать на такую мелочь столь бурно, если бы понимал себя и знал, как сохранить свой внутренний баланс? Сомневаюсь.

Конечно, признаки эмоциональных состояний у всех различны. Они зависят и от уровня образования и от культуры. Тем важнее понимать их роль, особенно их влияние на межличностные отношения.

Бизнес предполагает, что вопрос и ответ должны быть понятны и адекватно приняты двумя сторонами. Должны выстраивать доброжелательные, доверительные, ровные отношения с чувством взаимопонимания, особенно в своей команде.

Но наша цель в примере была иной – быстрое получение информации без выхода из состояния равновесия. Отсюда вопрос: Умеете ли вы правильно и быстро подбирать необходимую эмоцию для разрешения проблемы? Что нужно сделать, с собой любимым, чтобы наши реакции помогали, а не мешали достигать поставленных целей?