Жестокий школьный мир, что можно сделать?

0
46

Жестокий школьный мир, что можно сделать?

Большинство из нас, взрослых, с тоской вспоминают школьные годы. Школьная дружба, первая любовь, первые успехи в жизни, которые запоминаются и накладывают отпечаток на всю жизнь. Однако для некоторых школа была трудным испытанием, иногда вводящим ребенка в депрессию на долгие годы. Такие дети с содроганием вспоминают о школе, избегают общения с бывшими одноклассниками или даже остаются одинокими на всю жизнь и не могут найти свое место в социуме.

Рассмотрим некоторые виды школьного насилия:

1. Физическое насилие, жестокое обращение или унижение со стороны учителей. Иногда сами учителя являются источником насилия для детей. Они наносят побои в качестве наказания, повышают голос, обзывают детей или демонстративно наказывают, тем самым унижая и снижая самооценку жертвы.

2. Физическое или психологическое насилие со стороны коллег по классу. В определенном возрасте, чаще всего это проявляется в 11-12 лет, у детей появляется необходимость осознать себя, противопоставив себя с другими. Тогда они обнаруживают у более слабых детей недостатки и пытаются самоутвердиться за их счет. «Козлом отпущения» может стать каждый. Неважно, чем отличается от других: веснушками, наличием очков, лишним весом, финансовым статусом семьи, национальной или религиозной принадлежностью — любое из перечисленного может сделать его изгоем.

3. Насилие со стороны школьных группировок. Объект травли в одиночку противостоит целой группе, которая сплачивается против него. Опасность зачастую в этом случае заключается в том, что выбранный «козел отпущения» пытается долгое время справиться с проблемой в одиночку, не обращаясь за помощью ко взрослым (педагогам, родителям). Это еще больше раскрепощает агрессоров и может завести их очень далеко. Оставаясь длительное время нерешенной проблема вынуждает ребенка меняться, часто не в лучшую сторону, делает его агрессивным и накладывает глубокий отпечаток на всю жизнь. В дальнейшем такие люди могут не находить общий язык в рабочем коллективе, вести себя неадекватно в семье по отношению к детям или супругам, оставаться замкнутыми и не пытаясь даже влиться в социум.

4. Сексуальное или гендерное насилие. Чаще всего в этом случае объектом насилия становятся девочки. Однако этот вид может затрагивать и тех, у кого в школе проявляется гомосексуальность или бисексуальность.

В большинстве случаев насилие можно прекратить и лучше, когда оно обнаруживается раньше. Если родители узнают, что их ребенок стал объектом травли в школе, не стоит советовать ему «дать сдачи». Это лишь спровоцирует его агрессию и, впоследствии, он будет чувствовать себя виноватым.

Противостояние групповому давлению можно прекратить вмешательством взрослых. Учителя и родители агрессоров должны быть оповещены об их действиях и активно вовлечься в процесс прекращения давления. За нарушителями спокойствия должен быть установлен четкий надзор и их энергию надо по возможности перенаправить в другое русло (спорт, творчество).