Кризис отношений

В последнее время Дарья очень изменилась – она часто капризничает, спорит со мной и бабушкой, топает ножкой и громко возмущается, если кто-то противоречит ее словам. Ну, да, скажете вы, разбаловали девчушку – единственный ребенок в семье, обожаемый и неприкосновенный.

Как правильно воспитывать ребенка, и при этом не допустить рукоприкладства и истерик? Будем учиться методом проб и ошибок. Но кажется мне, что дело не только в том, что мы балуем Дашу и потакаем всем ее прихотям, ведь на самом деле мы ограничиваем ее во многом и стараемся не перегнуть палку со вседозволенностью.

Иногда бывает полезно почитать специальную литературу, хоть я осторожно отношусь ко всяким методичкам и установкам психологов. Оказывается, мы с Дарьей переживаем кризис отношений. Да-да, кризис трехлетнего возраста – так это называется.

Психологи утверждают, что дети переживает несколько периодов кризиса в раннем детстве и дошкольном возрасте. Первый этап – кризис одного года, когда малыш делает первые шаги. Вспоминаю это время с улыбой – Дарья топала самостоятельно, падала, пыхтела и поднималась вновь. Потом ей вдруг расхотелось ходить своими ножками, и она пересела обратно в прогулочную коляску.

Существует также кризис школьника, когда родители и дети вместе переживают трудности, связанные с первыми учебными месяцами малыша.

Ну, а в нашем случае – кризис трех лет, который часто называют — кризис «я сам». Именно в трехлетнем возрасте в психике малыша происходит полное разрушение старой системы социальных взаимоотношений, пересмотр отношений с родителями и окружающими людьми. У ребенка ярко выделяется собственное «Я», он отделяет свои интересы от интересов близких ему людей, и первые конфликты происходят с самыми близкими людьми – родителями. И вот тут начинаются его многочисленные требования: купить самолет или большой барабан, ящик конфет или ведро мороженого, несмотря на ангину, дорогущую куклу или новую собаку-кошку-козу-лошадку, и так до бесконечности. А еще нежелание завтракать-обедать-ужинать, ложиться вовремя спать и просыпаться по утрам, беготня по комнатам при виде расчески и прыжки с разбегу в траву-песок-лужу. Перечислять можно долго.

Можно, конечно, не обращать внимания на истерики ребенка, настаивать на своем решение, заставлять малыша беспрекословно подчиняться воле родителей. Но каким тогда вырастет ребенок?

От успешного прохождения кризисного периода и от взаимопонимания между ребенком и родителями зависят будущие межличностные отношения. От того, насколько успешно был заложен фундамент, зависит формирование независимого и самостоятельного характера ребенка в будущем. Если кризис не был преодолен успешно, в малыше закладывается неуверенность в себе, слабая сила воли и беспомощность в трудных ситуациях.

Что же делать? Главное, нужно держать себя в руках и не раздражаться по пустякам, не срываться на ребенка, не допускать криков и побоев. У ребенка должно быть право выбора в любом случае. Он должен научиться выражать свое мнение и быть уверенным, что оно будет услышано и принято во внимание. Истерики, резкий безапелляционный тон и приказания только усугубляют ситуацию и увеличивают пропасть между близкими людьми.