Рекомендации по воспитанию застенчивых детей

0
214

Рекомендации по воспитанию застенчивых детей

1. Нужно учитывать имеющиеся возможности ребенка, его реальный потенциал. Нельзя заставлять его выходить на сцену и громко читать стихотворение – это пока ему не под силу. Возможно, он справится с этой задачей. Но сейчас его выполнение требует слишком много усилий и, возможно, приведет к стрессу, который ухудшит состояние ребенка. Основной метод в работе с застенчивыми детьми – систематическая десенсибилизация.

Hispanic father reading book to daughter

Например, ребенок боится отвечать на уроке устно. Не стоит его вызвать к доске. Сначала для него будет достижением даже ответ с места. А если и это дается тяжело, пусть рассказывает сидя. Через некоторое время стеснительному ребенку можно предложить ответить стоя, а когда он с этим справляться легко – попытаться вызвать к доске. Очень важно хвалить его даже за небольшие достижения.

2. Обязательно надо давать застенчивым детям посильные поручения и задания. Полезно просить их что-либо выполнить для конкретного человека. Это поможет развернуть вектор от эгоцентричности, направленности на свои проблемы (что свойственно застенчивым) на окружающий мир. И нужно непременно хвалить за успехи.

3. Застенчивым детям трудно общаться с большим количеством людей, поэтому лучше давать им общие поручения или коллективные задачи с 1-2 детьми. А затем постепенно расширять круг общения.

4. Нужно адекватно оценивать поступки ребенка: хвалить за достижения и наказывать за нарушения. Часто застенчивых детей жалеют, проявляют снисходительность к ним. Но если ребенок привыкает к этому, у него могут сформироваться демонстративные черты характера, что, скорее всего, усилит социальную дезадаптацию.В то же время очень важно внимательно и тщательно подбирать методы наказания, поскольку эти дети очень ранимы, чувствительны и восприимчивы. Осуждение и критические замечания не следует высказывать публично, тогда как похвалить ребенка лучше при всех.

5. Полезно чаще называть ребенка по имени, говоря мягко, поскольку имя – это образ личности, своего «Я». Важно также стимулировать других детей называть скромного ребенка по имени, учить и побуждать его обращаться к сверстникам по имени. Можно использовать этот метод в виде игры на переменах (например, бросать друг другу мяч, называя ласково по имени партнера) или даже на уроке при физкультурных минутках. Только в этом случае дети будут называть ласковое имя своего соседа по парте, глядя ему в глаза.

6. Необходимо формировать адекватную самооценку ребенка, его реальное представление о себе. Для этого нужно помогать ему осознать свои возможности и реализовать свой потенциал; найти сферу, где он мог бы проявить себя, стать лидером; научить демонстрировать свои достижения (дети, которые прекрасно рисуют или поют, но застенчивость мешает им показать окружению свои таланты ).