Виктимология. Наука, изучающая психологию жертвы

0
208

КТО СТАНОВИТСЯ ЧАСТОЙ ЖЕРТВОЙ МОШЕННИЧЕСТВА?

Есть в криминалистике такое понятие,как виктимность.

Виктимность ( лат. victima — жертва) — это склонность человека к поведению, повышающему шансы на совершение преступления в отношении него.

Изучением виктимности занята целая наука, которая называется виктимология. Она изучает психологию жертвы во всех её проявлениях, начиная от характера и личности людей, имеющих склонность становиться жертвой насилия или преступления и заканчивая изучением обстоятельств, при которых произошло то или иное противоправное действие. Отдельной темой в виктимологии является изучение поведения жертвы после совершенного преступления.

Виктимными могут быть не только люди (субъекты), но и невоодушевлённые объекты, например квартиры, которые легче всего обокрасть, или автомобили, которые легко угнать, или предприятия, на которых часто происходят экономические преступления.

При оценке уровня виктимности принимаются во внимание пол человека, его возраст, уровень социальной адаптированности, некоторые личностные качества — например уровень доверчивости, склонность к провокациям, волевые качества. Для объектов оцениваются месторасположение, освещённость в ночное время, удалённость от проезжей части.

Склонность становиться жертвой мошенничества — это один из специфических видов виктимности. Финансовые пирамиды, интернет-лохотроны, кредитные афёры, обычное бытовое мошенничество — способов обмануть человека и забраться в его карман изобретено тысячи, нет смысла перечислять их здесь. И не смотря на то, что большинство этих способов давно известны, количество жертв не уменьшается, мошенники прекрасно себя чувствуют и с успехом продолжают свою деятельность. Довольно сложно составить описательный портрет жертвы стандартного мошенничества, потому что этому виду виктимности подвержены люди всех возрастов, независимо от уровня социального и материального положения.

Однако возможно резюмировать одну черту, которая свойственна большинству обманутых людей — это желание лёгких денег. И чем сильней это желание, тем проще мошенникам поймать жертву на крючок. Это далеко не единственная причина, по которой можно оказаться обманутым, но это основной, корневой мотив, который делает человека открытым для различного рода мошенничества. Вера в возможную «халяву» — это второстепенная психологическая надстройка, которая возникает только после появления этого корневого желания. Стоит разобраться в анатомии этого желания и рассмотреть его следствия.